Специальный репортаж Яны Федорищевой Обратная сторона Земли

Ровно 60 лет назад для всех землян началась эра астрономическая — люди впервые узнали, что же находится там — за облаками. С чего все начиналось и кто это все продолжит расскажем в нашем специальном репортаже.

«Сейчас я попробую настроиться на звезду Альдебаран, звезду созвездия Телец — самую яркую.»

Это был обычный учебный день. Зима. Мороз и огромный телескоп. Школьники, которые трудились там — за мониторами — занимались, по большому счету, – рутинной работой. И вдруг их прибор зафиксировал это.

«Самая странная звезда во вселенной!»

«Ну какие Звездные войны не делают первый шаг.»

Каждые 20 дней на небе рождается новая звезда. И это была она. По расчетным характеристикам место, откуда пришел сигнал был в миллиардах километрах от Земли.

Дмитрий Эпштейн, ведущий математик Института теоретической и прикладной механики Новосибирского отделения РАН (г. Новосибирск)

«Астрономия является одной из немногих наук, где открытие может сделать – в буквальном смысле открытие – настоящее, научное — каждый, даже не профессионал.»

Яна Федорищева, корреспондент

«Современная молодежь смотрит в космос буквально со школьной скамьи. Тут и новые технологии, и ответы на вопросы: кто мы и откуда!?
Долгие годы мы воспринимали его исключительно как природный объект. Как какую-нибудь скалу или озеро. И лишь совсем недавно ученые пришли к однозначному выводу. Космос – он живой. И не только мы смотрим на него, но и он видит нас.»

Айрат Алиаскаров, ученик 5 «А» класса гимназии №1 им. В.И. Ленина

«Когда Луна преграждает Солнце мы можем видеть солнечную корону. И она накалена до огромных температур – около 15 миллионов градусов, это горячее, чем поверхность Солнца. И ученые пока не могут дать объяснения, почему солнечная корона горячее.»

Айрату одиннадцать. Несколько лет назад он всерьез увлекся астрономией. Первые знания черпал из документальных фильмов и научных статей. Полгода назад в его гимназии открылась полноценная обсерватория.

Витать в облаках и считать звезды оказалось далеко не бесполезным занятием. Каждую субботу на внеземные открытия у них есть один час и двадцать минут. Сегодня на кружок по астрономии пришли 13 устремленных в будущее гимназистов.

Денис Калинин, ученик 10 «А» класса гимназии №1 им. В.И. Ленина

«Меня впечатляют звёздные соединения – шарообразные, рассеянные. Они очень красиво выглядят и всегда разнообразны, что удивительно.»

Яна Федорищева, корреспондент

«Так выглядит уникальный — единственный в области — школьный астрограф. Чтобы проследить за движением звёздных скоплений и галактик подниматься в обсерваторию абсолютно не обязательно. Координаты космических объектов определяются дистанционно при помощи обычного компьютера.»

Наталья Бурмистрова, учитель дополнительного образования, преподаватель астрономии гимназии №1 им. В.И. Ленина

«У него есть автоматическая настройка, просто выбираем объект, за которым мы будем наблюдать, он собирает информацию, а к дневному занятию мы просто уже можем исследовать этот материал.»

Казалось бы, что тут необычного!? Не равен час и власть сменится: миром будет править искусственный интеллект, а кто-то и вовсе вдохновится чипированием. Но тогда – даже не 60, 61 год назад – у вечности вырывали каждый электронный щелчок. Задачей номер один для академиков с мировым именем стала автоматизация советского запуска.

Вячеслав Алексейчик, главный конструктор автоматизированной системы управления силами военно-морского флота СССР

«Им поручили, они сказали: «Есть» и было развернуто производство БСМ-2. Это первые электронно-вычислительные машины с быстродействием 10 тысяч операций в секунду. Первая машина была на электронных лампах, там один триггер занимал целый блок, и это было огромное помещение.»

Это была – как скажут сегодня — лимитированная коллекция. Всего три машины и ни одного аналога. Подобные разработки были у Пензенского конструкторского бюро, но — не дотягивали мощности – всего 100 операций в секунду. Ровно в сотню раз меньше володарского ноу-хау.

Вячеслав Алексейчик, главный конструктор автоматизированной системы управления силами военно-морского флота СССР

«Когда ракета летит, ей надо было через 270 километров сбрасывать телеметрическую информацию и вот задача БСМ, которую мы поставили в Байконур, получая эту информацию, обрабатывать и выдавать телеметрию, то есть как полет проходит. Помните Гагаринское: «Полет идет нормально».»

Но об этом не просто весь рядовой Союз, но и сами конструкторы узнают уже после. Когда на столе в политбюро окажется доклад: «Гагарин жив и первым вышел в открытый космос».

«Знали, фактически, куда мы приехали, что это такое, но о Гагаринском пуске тогда никто, фактически, не знал.»

Рената Ильязова, главный архивист отдела использования и публикации документов Государственного архива новейшей истории Ульяновской области

«Практически все полеты проходили под грифом «секретно», в том числе и подготовка полета Юрия Гагарина. Предчувствие было такое, во всем мире было такое. Но не ожидали, что так быстро наши вот в соревновании с американцами победят и первый человек будет у нас – Гагарин будет наш.»

Юрий Гагарин, Герой Советского Союза

«Я обыкновенный русский человек. Таких у нас в Союзе очень много. Такой же как десятки тысяч советских юношей и девушек. Я вот был на Красной площади, где был стихийный митинг. Конечно, я запомнил стихийные митинги, такие ходят – обнимаются.»

Впереди еще тысячи экспериментов, новые материалы и технологии. Каким будет российский космос еще через 60 лет определят уже они.

Павел Ильин, ученик аэрокосмического детско-юношеского клуба «Буран»

«Я в будущем хочу быть авиаконструктором. Я делал ракету копию ММР — 06, это тяжелая ракета, я ее делал долго, но она спокойно полетела.»

Ульяна Николаева, ученица аэрокосмического детско-юношеского клуба «Буран»

«Каждый делает по три детальки, потом мы их соединяем и у нас получается ракета.»

Почти два века назад за этими партами впервые посмотрели в телескоп Владимир Ленин и Александр Керенский. Сегодня млечный путь по следам великих постигают уже наши современники.

Даниил Кладов, ученик гимназии №2

«Пока что мы изучаем только Солнечную систему и считаем массы планет, там как бы больше работа по формулам идет.»

Оно и понятно, сначала собирают данные математические, затем делятся с коллегами __по всему миру и только потом можно приступать к выводам.

Сергей Колесников, руководитель информационного центра по атомной энергии г. Ульяновска

«Сейчас по всей стране интерес к астрономии он восстанавливается. Рассказать, какой путь проделала астрономия начиная с 18 века, когда она была еще астрогеографией, до астрофизики 21 века, что мы нового узнали.»

По сути, все эти работы готовят почву к высадке космонавтов на Луну или на Марс. Им и нужно всего лишь копнуть чуть глубже и растопить вечную мерзлоту. Остался только один вопрос: когда?

Айрат Алиаскаров, ученик 5 «А» класса гимназии №1 им. В.И. Ленина

«Я пока точный ответ не знаю, но в космосе воды много. А вода – это потенциальный источник жизни.»

За всеми этими чудесными и даже полуфантастическими сценариями скрывается кропотливая работа десятков ученых, конструкторов и инженеров. Но ведь когда-то и они были точно такими же малышами, которых просто научили правильно смотреть в небо.