Эта неделя в регионе посвящена развитию новой отрасли композитных материалов

Углепластик сегодня применяется в самых разных сферах: от быта до авиации и космоса. В составе композитного кластера Ульяновской области — крупнейшие предприятия по выпуску авиационной техники, силовых композитных конструкций методом вакуумной инфузии и даже единственный в России завод по производству лопастей для ветрогенератов. Но предприятий становится еще больше. Ключевые события «Композитной недели» в нашем репортаже.

Артём Петров, корреспондент

«Вот это аэропорт «Ульяновск-Восточный», а уже здесь, за забором, начинается портовая особая экономическая зона. На ее территории размещены больше половины предприятий композитной отрасли в регионе. И уже начинается строительство еще одного. Соглашение между областью и инвестором подписано в здании таможни.»

Производить агрегаты и комплектующие для самолетов Уральский завод гражданской авиации будет на Ульяновской земле. Строительство пройдет в два этапа. В итоге предприятие разместится на площади в 13 тысяч квадратных метров.

Сергей Васин, генеральный директор Корпорации развития Ульяновской области

«Общая численность работающий до 400 человек будет после того, как оба этапа будут реализованы.»

Благодаря налоговым льготам, специальным условиям размещения и доступной логистике инвесторы приходят в ПОЭЗ. Новый лабораторно-производственный комплекс в Ульяновске запустил и Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов. Уже сегодня предприятие приступило к выпуску инновационной продукции. Это полимерные композиционные материалы нового поколения для авиационной отрасли и не только.

Артём Петров, корреспондент

«Из Ульяновска такие композитные заготовки отправляются в самые разные города страны. Например, вот эта угольная лента будет доставлена в Казань и Новосибирск. И уже там на выходе получатся композитные детали. Например, панели фюзеляжа или лопатки вентиляторов двигателей, а также многое другое.»

ВИАМ задействован в проектах по самым разным самолетам. Это Ан-124-100 «Руслан» и Ил-114-300, модифицированный Ил-76 и новый МС-21. Производство композитных деталей — это часть программы импортозамещения. Новое предприятие в составе композитного кластера поможет заместить импортные компоненты. Здесь даже оборудование отечественной сборки. И ничуть не уступает зарубежным аналогам.

Алексей Антонов, начальник цеха ульяновского научно-технологического центра «ВИАМ»

«Получается достаточно высокая точность по клеевым пленкам. И, соответственно, после получения препрега получается, что разбега по массе в препреге практически нет.»

Такие материалы применяются не только в авиации, но и в быту. Технически запуск новой линии в ульяновской ПОЭЗ осуществил завод по производству изделий из древесно-полимерного композита. Их можно применять при строительстве причалов и пирсов, а также для обустройства беседок и террас загородных домов.

Кирилл Савалёв, управляющий директор АО «Хольцхоф Рус»

«Влагонепоглащаемость, светостойкость, а также он служит намного дольше, чем обычное дерево.»

Сферы применения композита — самые разные. Врио главы региона отметил — за последние годы Ульяновская область совершила большой прорыв в освоении уникальных технологий.

Алексей Русских, врио губернатора Ульяновской области

«Новые сверхлегкие и прочные композиты, произведенные в регионе, востребованы в перспективных программах авиастроения и освоения космоса, в энергетике и в судостроении, в радиоэлектронике, медицине и строительстве, а также при создании современной транспортной инфраструктуры.»

Первый в России мост из углепластика появился именно в Ульяновской области. И пусть он невелик в размерах, но уникален по своей сути. В его основе современные технологии, которые применяют при создании отечественного самолета МС-21. На территории промышленной зоны в Ульяновске изготавливают даже лопасти для ветрогенераторов. Датская компания «Вестас» локализовала свое производство в России, а по соседству расположено уникальное предприятие в масштабе всего мира. Технологии отечественного «Аэрокомпозита» превосходят мировые аналоги, а среднемагистральный МС-21 уже встал на ульяновское «черное крыло».