Симбирский взгляд. Традиции и современность

Это название межрегионального фольклорного фестиваля, который состоялся в Ульяновске. Народное творчество, обычаи, ремесла. Самые неожиданные музыкальные инструменты. А так же мастер-классы с примеркой народных костюмов. Элла Шахова расскажет подробнее.

«Пулька», «Краковяк», «Переборы». Все эти композиции открывали фестиваль. Его гостями стали этнографы из Казани,а так же фольклорные коллективы из Ульяновска, Цильнинского района и Самары. Наши восточные соседи, самарцы, привезли «Троицкие песни», которые записали в этно-экспедиции у себя в области.

Анастасия Нестерова, руководитель фольклорно-этнографического ансамбля «Традиция» Центра эстетического воспитания детей и молодежи, г. Самара

“Это была недельная экспедиция. И под конец этой недели было обнаружено, что в этом селе бабушки исполняют Троицкие песни. Бабушки сами мордовки-эрзянки. Исполняют русские песни, которые они раньше пели на троицу. Это хороводы-шествия.”

Инструментальное исполнение – это традиционно балалайки и скрипки. Но были и совершенно неожиданные предметы, из которых здесь извлекали звуки. Например, коса и гвоздь.

Артем Нестеров, педагог дополнительного образования Центра эстетического воспитания детей и молодежи, г. Самара

“Можно было под косу и поплясать, и попеть. Любые инструменты шли в ход. Так же как и печная заслонка. Такая более распространённая. Играли так же как и на печной заслонке. На ведре.”

А вот на балалайке можно сыграть и современную песню «Кукла колдуна» из мюзикла «Король и шут».

“Тех кто спит уже давно, тех кому не все равно, у меня в комнатку тайком желанье заглянуть.”

Этнографы из Татарстана привезли русский национальный костюм, который носили девушки, жившие в Казанской губернии более ста лет назад. Если не было дорогого сарафана, на простенький надевали «запон» из хорошего материала. Рубаха тоже была особенной. Точнее, ткань на ее рукавах.

“Она могла с какой-то выработкой. Как жаккардовая. Но они это называли бронина. Естественно была отделка. Они называются подманжетники. Поднарукавники. И вот через отделку либо кружево тонкое идет, либо шитье. Они называли его проколки.”

Основная цель фестиваля – приобщение молодежи к традиционным народным ценностям.

Олег Москаленко, заведующий Литературным музеем «Дом Языковых»

“Задаю вопрос студентам. Какую последнюю песню вы слышали? Как вы думаете какой ответ был? Они не помнят, что слушали. Хотя постоянно в наушниках. Договорились до того, что последнее они слышали – Баста. Вот и все. А мы хотим так, что бы наша музыка, наша традиция звучала повсеместно.”

После различных мастер-классов, лекций, обмена опытом состоялся общий концерт.