Шесть лет тишины окончены

Король музыкальных инструментов вновь зазвучал на Ульяновской земле. Речь об органе Херман Ойле. Концерт-презентация прошел в Ленинском мемориале – в новом зале камерной и органной музыки. Одним из первых инструмент после его второго рождения услышал Максим Бажанов.

Второе рождение органа – на языке музыки подобно чуду. В случае ульяновского же Хермана Ойля – чудеса возрождения — это только часть радости настоящего ценителя искусства. У короля инструментов появился свой акустический зал в Ленинском мемориале. А это значит – все 35 регистров семитонного органа смогут раскрыться по-новому – в полную силу. Красота и изобилие звука многотысячных голосов инструмента покорит любого слушателя.

Алексей Русских, губернатор Ульяновской области

“Впервые он прозвучал на нашей земле 40 лет назад и вот сегодня спустя 6 лет молчания мы слышим его вновь. Я хочу поблагодарить всех, кто принимал в этом самое активное участие.”

Тех, кто боролся за сохранение культурной жемчужины Ульяновска Алексей Русских наградил благодарственными письмами. Отдельные аплодисменты заслужили органные мастера – Денис Фомичев и Сергей Горохолинский. Именно они доделали работу за немцев, которые разобрали и перенесли инструмент в Ленинский мемориал этой зимой. Профессионалам пришлось без чертежей, по фотографиям собирать пазл из нескольких тысяч деталей.

Даниэль Зарецкий, заведующий кафедрой органа и клавесина консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (г.Санкт-Петербург)

“Разбирали они под себя и упаковывали, а нам пришлось уже разгадывать все эти ребусы, загадки. Какие-то части оказались неизвестно куда утраченными. Видимо, уехали в Германию и, так сказать, уже растворились в этой неразберихе, которая сейчас происходит. Что-то пришлось восстанавливать.”

Денис Фомичёв, органный мастер Свердловской государственной академической филармонии

“Нам немножко повезло, потому что я видел этот орган собранным. Мы его не разбирали, но я его видел собранным. Представлял общую компоновку – что и где было. А уже остальные детали пришлось на месте подбирать, смотреть, где они были.”

На сборку, настройку и разыгрывание органа ушло больше 2 месяцев. Надо отметить, для нашей страны подобный опыт первый, когда за весь процесс сборки и интонировки отвечали исключительно российские специалисты.

Рубин Абдуллин, органист

“Ульяновску повезло. Повезло потому что это очень породистый инструмент, потому что я сейчас о нем сказал вы можете предположить, что… Какой бы артист не приехал, с какой бы программой не приехал – он смело может рассчитывать на то, что на этом инструменте реализует самые свои сокровенные художественные замыслы.”

Концерт-презентация стал доказательством слов органиста. За вечер на инструменте ульяновскому слушателю сыграли сразу пять музыкантов. Тем самым можно уверенно заявить – инаугурация Хермана Ойля прошла успешно. Инструмент вступил в должность и молчать больше не собирается.