2023 – год педагога и наставника

В Ульяновской области каждый месяц решили посвятить конкретным предметам. Февраль – месяц русского языка. Напомню, Владимир Путин включил «противодействие излишнему использованию иностранной лексики в задачи государственной культурной политики». Поэтому ученики 10 класса Мариинской гимназии вместе с педагогом порассуждали: нужны ли нам иностранные слова, можем ли мы без них обойтись или же их стоит исключить совсем.

“Ради уважения других людей мы участвуем в различных испытаниях. Мы радуемся новым достижениям, становимся рассказчиками. В некотором роде даже учителями.”

Полина Топоркова, ученица 10 «А» класса переводит на русский язык фразу, состоящую из слов молодежного сленга. В Мариинской гимназии идет урок родного языка. Каблук, лапша, ярлык. Эти слова пришли в русскую речь от тюркских, восточных народов. С петровских времен в нашем языке существуют такие заимствования из Запада, как оптика, глобус, руль, флаг, флот. А ведь мы считаем их исконно своими. Наш язык на протяжении всей истории пополнялся иностранными понятиями.

Ирина Григорченко, учитель русского языка и литературы Мариинской гимназии

“В настоящее время язык тяготеет к упрощению. Как и сама форма жизни. Поэтому очень много заимствований. Без части из них мы, конечно, можем совершенно спокойно обойтись и они уходят из нашего языка. Их вымывает. А часть спокойно приживается в нашем языке, мы эти слова адаптируем, добавляем приставки, суфиксы. В общем, делаем их своими, родными.”

Пример тому, слова, пришедшие к нам с недавней пандемией короновируса. Карантец, маскобесье, гречкохайп. Последнее означает нездоровый ажиотаж, связанный с массовой закупкой гречки. Стремительно развивающиеся современные технологии так же несут в нашу речь много слов иностранного происхождения.

Владислав Данилов, ученик 10 «А» класса Мариинской гимназии

“Несмотря на их большое количество, все еще сохраняется уникальность русского языка. Пока не покушается на этническую самобытность, пока в русском языке существуют слова, которые явно нам дают понимать, что это русский язык, на котором говорит русский человек, который отличает его от других языков.”

Все зависит от самих людей. Мы можем и сохранить, и растерять богатство своего языка, который определяет нашу идентичность, самобытность. А можем обрусить слова-иноземцы и сделать их частью своей речи, жизни. Вариант: приобретай, не утрачивая ,возможно, самый верный.