26 апреля 86 года произошла крупнейшая в Советском союзе техногенная катастрофа

“Когда взрыв произошел, вот они – выброс, осколки вот эти все разлетелись.”

Как ликвидаторы со всего Советского союза разгребали лопатами оплавленные обломки графитовых стержней по этим кадрам знает весь мир.

Павел Акатов, ликвидатор

“Средства защиты, конечно, вот уже в 1987 году у нас были минимальные. Обыкновенная марлевая повязка. Так называемый лепесток надевали и все.”

За все время работы на Чернобыльской АЭС побывали 200 тысяч ликвидаторов. По официальным данным, от последствий аварии умерли 111 человек. За жизни остальных борются до сих пор.

Павел Акатов, ликвидатор

“Когда я вернулся, у меня сильные головные боли начались. Головокружения. Голос. Пропадал у многих голос. Вот сиплый такой голос.”

Елена Фалина, главный врач ульяновского областного Центра профессиональных патологий имени В.М. Максимчука

“У каждого из них 5-6 хронических заболеваний. Это сердечно-сосудистые заболевания, это серьезные проблемы онкологического характера. Это заболевания опорно-двигательного аппарата.”

Говорить о том, что проблемы Чернобыля – дело прошлого – еще рано. На балансе этого профилактория почти 4 тысячи пациентов – в их числе и жены, и дети, и вообще все ближайшие родственники ликвидаторов.

Ольга Демина, заместитель главного врача по лечебной части ульяновского областного Центра профессиональных патологий имени В.М. Максимчука

“Основная наша задача, конечно, не пропустить онкологические заболевания. То сеть, своевременно на раннем этапе мы диагностируем первые признаки этих заболеваний и направляем пациентов к онкологам.”

И хотя самая крупная катастрофа в истории мирного атома давно позади, каждый новый год для них – это очередной медосмотр, курс физиотерапии и плюс один пункт к списку лекарств.

“И опять вроде бы хочется жить, опять вроде бы творить.”