Массовый падёж пчёл

В 24-х российских регионах зафиксирован массовый падёж пчёл. По последним данным, общее количество погибших пчелосемей перевалило за 300 тысяч. Информация о гибели насекомых появилась и в ряде районов Ульяновской области. О причинах такого бедствия — Павел Игнатьев.

Ковер из мертвых закостеневших насекомых расстилается под ногами местных пасечников с середины июня. На некоторых участках теперь можно обходиться и без защитной маски – вместо жужжащего роя – курганы из погибших пчел. В трех населенных пунктах Сурского района погибли 750 пчелосемей. Уже подготовленные к медосбору они пали, сладкой жизни так и не дождавшись. О том, что бедствие не обошлось без участия местных аграриев, у пасечников сомнений нет. Смертоносными для пчел пестицидами крестьяне обрабатывали поля, засеянные рапсом.

ГЕОРГИЙ ЕФРЕМОВ, АДМИНИСТРАТОР С.БЕЛЫЙ КЛЮЧ

«Агроном как сказал: это какая-то инфекция. Но после исследования падматериала оказалось, что пчелы погибли после обработки неизвестным препаратом. Так как мы попросили ему сказать, чем вы обрабатывали? Агроном ответил нам: я канистру сжег, и я вроде того канистру сжег и не имею права вам что-то показывать.»

Совместно с сотрудниками Сурской ветстанции пчеловоды буквально вёдрами собирали весь подмор и отправляли на анализы. По предварительным данным, погубила насекомых вовсе не инфекция, а воздействие химического вещества.

НАТАЛЬЯ СНЕЖИНСКАЯ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Нашли вещество, которое химического происхождения. Значит, мы делаем выводы о том, что это заражение от того, что пчелы вылетают на поля, где прошла химическая обработка посевов.»

И хотя многие аграрии отнекиваются, факт наплевательского отношения некоторых земледельцев к информированию пчеловодов о предстоящей химической обработке подтвердили и в региональном Минсельхозе.

МИХАИЛ СЕМЕНКИН, МИНИСТР АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Хочу честно сказать, что ряд хозяйств действительно отнеслись к этому халатно, не соблюдали порядок информирования населения не менее, чем за три дня через сми.»

Как минимум сто пчеловодов из Ульяновской области остались без годового заработка. Чтобы хоть как-то возместить их потери, правительство региона рассчитало стоимость так называемого пчелопакета. За него каждый пострадавший получит по 3500 рублей. Но только при наличии документов, подтверждающих право собственности на пчелосемью. Например, ветеринарно-санитарный паспорт пасеки.

МИХАИЛ СЕМЕНКИН, МИНИСТР АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«И буквально с сентября месяца мы уже вносим все порядки для того чтобы в сентябре месяце начать выплат компенсационную для тех лпх, которые попали в такую сложную ситуацию.»

Но даже это не упрощает и без того сложные отношения пчеловодов с аграриями. Если пасечники посчитают, что именно земледельцы виноваты в массовой гибели пчел, пострадавшие смогут взыскать недополученную выгоду через суды. Ведь их дело заморозится надолго. На восстановление поголовья пчелосемей уйдёт минимум 2 года.