«Мир.Эпоха.Имена». Международный музыкальный фестиваль-спец.репортаж Кристины Агафоновой

Солисты московских театров и совершенно новое для ульяновского симфонического оркестра амплуа. Концертное исполнение оперы «Евгений Онегин» открывает новую страницу в музыкальной летописи региона. Это «Мир, эпоха, имена». Традиции фестиваля заложили 57 лет назад.

ДМИТРИЙ ХРОМОВ, (ЛЕНСКИЙ) СОЛИСТ МОСКОВСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА «ГЕЛИКОН-ОПЕРА»: «Я вообще очень приятно удивлен. Уже даже в первый день репетиции у нас как то гладко все произошло. Какой-то контакт с дирижером сразу, с музыкантами. И оркестр играет очень мягко. Он может играть пиано и форте. Это очень важно именно в опере. Оркестр должен подстроиться под певца, чтобы не заглушать его. Это искусство аккомпанемента» .

Оркестр губернаторский дарит новые эмоции. А значит в зале — полный аншлаг. Мир, Эпоха, Имена. Фестиваль с полувековой историей горячо любим ульяновцами. А потому билеты на главный культурный марафон весны раскупили задолго до его открытия.

ИЛЬЯ ДЕРБИЛОВ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ И ГЛАВНЫЙ ДИРИЖЕР УЛЬЯНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА «ГУБЕРНАТОРСКИЙ»: «Для меня этот фестиваль стал огромным испытанием, потому что симфонический оркестр должен был предстать в совершенно новом исполнительском качестве. И такое обилие программ, с одной стороны, конечно, замечательно, с другой стороны — это цейтнот. Новые программы, новые произведения. Ранее ничего из этого оркестр не играл. И мы постоянно учили новое, новое, новое. В рамках фестиваля мы принимали участие в 7 концертах. И тот посыл, который я закладывал изначально, что симфонический оркестр должен уметь играть все, он как раз проявился здесь.

Отечественные и зарубежные исполнители, произведения родом со всего света. Музыка, объединяющая поколения. Мелодии, которые у всех на слуху. Мелодии , что лежат в основе музыкальной летописи, конечно, тоже в программе фестиваля. Классическую музыкальную программу представил Штефан Кисслинг. Он сел за клавиши органа в евангелическо — лютеранской церкви, которая едва вместила всех желающих. В программе – самые яркие примеры позднего немецкого романтизма. Кроме произведений Баха, прозвучали сочинения его преемника —Райнбергера.

ШТЕФАН КИССЛИНГ, ОРГАНИСТ: «В большинстве случаев я выбираю для своих концертов те произведения, которые близки мне по духу. Их легче передавать слушателям. Интересно, что самые страстные любители Баха как раз среди русских слушателей. Поэтому программа – это , в первую очередь, страсть не только русской публики, но и моя. Это произведения Баха» .

Музыкальную эстафету под церковными сводами подхватила латышская артистка. Специально для ульяновских меломанов Илона Биргеле переложила для органа знаменитую «Павану» испанского композитора.

— …»Пусть она и не виртуозная, но она довольно сложная музыка.Это не значит, что если много нот, это сложно. Нет» .

Классические концерты сменяли сочинения современных композиторов. Это теперь фестивальная традиция. Открыл ее Аллан Гиллилэнд из Канады. 57й музыкальный марафон поражает многообразием жанров. На сцене — джаз. За дирижерским пультом — Фабио  Мастранджело. Программу концерта составляли с нуля, специально для фестиваля.

ФАБИО МАСТРАНДЖЕЛО, ИТАЛЬЯНО-РОССИЙСКИЙ ДИРИЖЕР, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ТЕАТРА «МЮЗИК-ХОЛЛ» И ГЛАВНЫЙ ДИРИЖЕР СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА «СЕВЕРНАЯ СИМФОНИЯ»: «Звезда нашей программы это конечно Лариса Долина, которая конечно огромная артистка и фантастическая певица. Как мы все знаем она очень любит джаз и много пел джаза и поэтому где-то два года назад мне уже пришла идея сделать ей подарок и придумать целую программу, где она будет просто петь Гершвина, и Кол Портер, и Джером Керн и т.д.» .

Именно такую весну — весну в стиле джаз — и представила народная артистка страны Лариса Долина. К слову, свою музыкальную карьеру она начала именно здесь, в ульяновской филармонии. Творческой дружбой дорожит. А потому с таким трепетом принимает овации зала.

Слушатель: «Я очень люблю творчество Ларисы Александровны. Я специально приехала из Москвы на ее концерт. Потому что когда она поет джаз, это что-то невероятное» .

Слушатель: Очень понравился концерт певица которую ты видел только по телевизору» .

И как тут оторвать взгляд?! На сцене Мемцентра развернули красочное полотно о жизни горцев. Здесь — динамичные ритмы лезгинки, трюки и завораживающие движения старинного «Кафы».

Мятежный дух и темперамент своего народа в танце передавали гости из Кабардино — Балкарии.Это старейший коллектив Северного Кавказа.

ИЛЬЯ ДЕРБИЛОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ И ГЛАВНЫЙ ДИРИЖЕР УЛЬЯНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА «ГУБЕРНАТОРСКИЙ»: » Мир, эпоха, имена — это такой сильный посыл. Объем этого фестиваля и масштаб этого фестиваля выходит за пределы Ульяновской области. И поэтому само название обязывает к тому, чтобы события, которые входят в состав этого фестиваля, были яркими, глобальными, грандиозными» .

Грандиозны здесь даже имена. Узнать больше о людях, изменивших мир, можно уже за пределами концертных залов. Это международный выставочный проект. Вот, например, уникальные издания , письма, редкие фотографии лидера кубинской нации.

ЮРИЙ КУНИЕВСКИЙ, ВЕТЕРАН ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, УЧАСТНИК КАРИБСКОГО КРИЗИСА: «Во-первых таких людей надо знать, как Фидель Кастро, как Че Гевара, помнить о них, то, что они сделали для всего мира, научить их любить родину, при необходимости выполнять задачи, которые родиной поручены» .

Еще одну экспозицию посвятили Мустафе Кемалю Ататюрку – основателю современного Турецкого государства. Это тоже символ эпохи. В её основу легли полсотни редких фотографий, которые до сегодняшнего дня ни разу не экспонировались в России.

АННА БАРАННИКОВА, УЧЕНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ЛЕНИНСКОГО МЕМОРИАЛА: » Мы просили раскрыть определенные темы. Нас интересовали темы, связанные с его военной службой, с преобразованием государства, с созданием турецкой нации, что называется, и фотографии, которые всегда интересны посетителям – связанные с семьей, с его детьми приемными, с его женой» .

Параллельно работали творческие школы экскурсоводов и музыкальных журналистов. Но, главное, как и десятки лет назад, фестиваль помогает горожанам открыть двери в мир искусства. 400 музыкантов из 7 стран мира. Фестиваль «Мир, Эпоха, имена» задал высокую планку. Авторские программы, тематические вечера и, конечно, премьеры, заняли сразу несколько концертных площадок Ульяновска и Димитровграда.

ЛИДИЯ ЛАРИНА — РУКОВОДИТЕЛЬ ФЕСТИВАЛЯ «МИР. ЭПОХА. ИМЕНА,», ДИРЕКТОР ЛЕНИНСКОГО МЕМОРИАЛА: «21 тысяча — это наши зрители. Это люди, которые сегодня пришли в зрительный зал, на выставки. Мы счастливы. Музыка — она вечна. Она дает нам жизнь, она говорит о том, что язык музыки он международен и безграничен» .

Метель. По легенде, Пушкин написал эту курьезную историю всего лишь за один день. У композитора она зазвучала драмой. Проникновенная музыка Свиридова стала финальным аккордом фестиваля. За дирижерским пультом — еще одна легенда. Народный артист Советского Союза, руководитель петербургской капеллы впервые вместе с ульяновским оркестром.

ВЛАДИСЛАВ ЧЕРНУШЕНКО, НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР, РУКОВОДИТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ КАПЕЛЛЫ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: «Это голос России. Это сердце России. Наряду с какими-то драматическими интонациями, с чувством печали, с картинами нашей природы, в ней везде присутствует глубокая вера в русского человека. вера в будущее нашего народа» .