70 лет назад по Ульяновску впервые проехал трамвай

Начиналось всё скромно. Стартовый маршрут протянулся всего на семь километров — от Северного депо до железнодорожного вокзала. Постепенно длина рельсовой дороги увеличивалась, строились новые депо. А ровно через два десятка лет в левой части города пустили и первый троллейбус. И всё это было бы невозможно без людей, которые «отдали» электротранспорту ни один десяток лет. О тех, кто посвящает свою жизнь электронным машинам сегодня, репортаж Гульнары Шариповой.

Лилия Минрахимова, начальник отдела эксплуатации Засвияжского трамвайного депо

«Когда я начинала работать, мне всегда говорили – водитель трамвая – это лицо города. Мы старались и покрасивее одеться и улыбка на лице всегда была.»

Улыбка на лице и сегодня. С ней вспоминает времена, проведенные на водительском кресле. И принимает коллег в своем кабинете. С электротранспортом Лилию Рахибовну жизнь связала двадцать лет назад. Управляла трамваем, составляла расписание для маршрутов. Теперь же — основной помощник всех водителей и кондукторов.

Лилия Минрахимова, начальник отдела эксплуатации Засвияжского трамвайного депо

«Водители и кондуктора ко мне зачастую обращаются с любыми вопросами, касаемо их работы. Начиная от того, как они добираются на работу. С чем, с какими проблемами они сталкиваются во время работы. И с тем, как они добираются даже и домой.»

А проблемы, как и радости, мало меняются с течением времени. Сейчас обстановка на дорогах – сложнее. Но и 20 лет спустя недопонимания с автолюбителями легко компенсируются добрым отношением пассажиров.

Лилия Минрахимова, начальник отдела эксплуатации Засвияжского трамвайного депо

«Это когда выходят из трамвая и говорят спасибо. Вот это, конечно, самая большая радость. А то еще некоторые и конфеткой угостят и яблочко дадут. Уже как-то на душе приятней.»

На ремонтном участке радости и трудности другие. Но простор для творчества всегда есть. И тогда, когда большинство деталей для трамваев делали собственноручно. И сейчас, когда знакомятся с новыми «Львятами».

Александр Трепалин, слесарь по ремонту подвижного состава

«И в 90 года было сложно. И сейчас я бы не сказал, что прям легко. Ну, может сейчас чуть полегче маленько. Как бы сказать, вагоны, что раньше я пришёл, были только Татры. А сейчас и Татры и КТМ появились. Какое то разнообразие в работе. Всё таки как то и новые вагоны узнаешь.»

Начиналось всё, действительно скромно. Шесть вагонов. Маршрут один – от Дамбы до УЗТС. Сейчас только во втором депо — больше девяти десятков трамваев, колесящих по 9 маршрутам. С 10 машин начиналась в Ульяновске и история троллейбусов. Пустили их в Заволжье ровно двадцать лет спустя после трамваев.

Владимир Ботырев, слесарь по ремонту подвижного состава

«Троллейбус мы первые запускали. Тогда это в 74 году это было. Даже бабушки крестились, что это за рогатый троллейбус поехал. Эта работа мне в душе вложилась. Я полюбил этот троллейбус. Я за ним и в Саратов ездил, сюда пригонял. Просто мне он нравится и всё.»

У некоторых любимчиков даже есть прозвища. Например, самые старые вагоны нежно именуют бабушками.

Гульнара Шарипова, корреспондент

«ЗиУ 9 – самый старый троллейбус в Ульяновске. Параллельно с ЗиУ 5 именно он продолжил историю электротранспорта в Новом городе. Сегодня в депо их всего 4. На маршруте же только два.»

Валерий Лесков, начальник цеха вагонного отделения троллейбусного депо

«Вот другие троллейбусы у нас стоят. Конечно не сравнить, у нас комфортабельные АКСМ сейчас пришли. Поручни, тепло, 4 печки в салоне. Людям комфортно.»

Рассказывают, в 70-е, да и через 10 лет, комфорта, конечно, было меньше. Зато хватало водителей, слесарей и кондукторов. Юбилейный год – хороший повод попробовать решить все эти проблемы. Чтобы и сегодня и через десятилетия каждый пассажир на остановке дождался своего трамвая и троллейбуса.