81 год назад в блокадном Ленинграде открыли Дорогу жизни в 1943-ем году

Наступательная операция «Искра»советских войск позволила прорвать фашистское оцепление. Этот момент и все предшествующие страшные годы помнит жительница Ульяновска, которая встретилась лицом к лицу с ужасами блокады, будучи ребёнком.

«Валентина Николаевна, здравствуйте. Здравствуйте, здравствуйте.»

Тёплыми объятиями встречает волонтёров Победы Валентина Мельникова, готовая поделиться с гостями многим, что сейчас есть, чего не было в детстве женщины. Уроженка Ленинграда Валентина Николаевна в 1,5 года встретила блокаду и несмотря на юный возраст воспоминания, как вспышки.

Валентина Мельникова, жительница блокадного Ленинграда

«Когда у нас бабушка умерла. Мама была на работе, мы с сестрой остались с бабушкой и соседка ни в коем случае не давала нам её вывозить, выносить, потому что только что началась декада и мы пользовались бабушкиной карточкой.»

125 граммов хлеба на весь день — критически мало. Приходилось есть всё, что можно было разжевать. Семья Валентины растапливала столярный клей — им и питались. Рацион тяжело пережил дедушка. Он первым ушёл из жизни в те страшные годы. Отец нашей героини блокаду не застал — ушёл на фронт добровольцем — пропал без вести. С оставшимися родными держались вместе. Особенно гордится Валентина Николаевна своим дядей — Николаем Левинтовым.

Валентина Мельникова, жительница блокадного Ленинграда

«Он участник невского пятачка. Он был политруком. Эта карта — это обстановка на ленинградском фронте к началу 43-го года. Это к началу прорыва блокады.»

Валентина Мельникова, жительница блокадного Ленинграда

«Уже поезда то стали муку то привозить и нам стали в детский сад выдавать дополнительный паёк. И напекли вот эту вот белую булку. И с одной стороны стали раздавать эту булку,а другой конец то ещё не получает. И другой конец такой рёв устроил, что им не хватит.»

Плакали и взрослые, после снятия блокады. Слезы радости сдержать было сложно, но голод ещё долго проследовал блокадников.