Специальный репортаж Екатерины Лазаревой “Год “под прицелом” пандемии”

Ковид-19 – впервые это название мы услышали год назад. И с тех пор вирус занял главное место в мировой повестке. А дальше – пандемия и режим повышенной готовности. В марте инфекция дошла и до ульяновцев. В пиковые периоды количество заражений превышало 300 случаев за сутки. Сейчас ситуация улучшается. Впрочем, специалисты уверены – прятать маски рано. Чему ульяновские медики и пациенты научились за минувший год жизни с ковидом? И как каждый из нас может повлиять на пандемию? Ответы в специальном репортаже Екатерины Лазаревой.

Детская инфекционная больница. Год назад именно в это медучреждение поступил первый пациент с ковидом. Им стал подросток, вернувшийся из Великобритании. Впрочем, сюрпризом этот случай не стал. Когда Ульяновск пополнит статистику #стопкоронавирус – тогда было вопросом времени.

Алексей Смолин, заведующий 2 инфекционным отделением Областной Детской инфекционной больницы, главный внештатный специалист по инфекционным заболеваниям у детей Министерства здравоохранения Ульяновской области

“По большому счету мы готовились к этому практически все существование нашей больницы. Как инфекционный стационар, мы всегда являлись базой для госпиталя особо опасных инфекций. Постоянно отрабатывали все мероприятия, учения при поступлении пациентов с особо опасными инфекциями: холера, чума, геморрагические лихорадки. Работали в режиме эпидемии гриппа в 2009 году.”

В больнице появился блок для ребят с ковидом. На сто коек. К счастью, максимальной загруженности госпиталь так и не достиг. В пик второй волны от коронавируса здесь лечились 60 ребят. Впрочем, и такая статистика красноречива – у детей тоже бывают тяжелые формы ковида.

Алексей Смолин, заведующий 2 инфекционным отделением Областной Детской инфекционной больницы, главный внештатный специалист по инфекционным заболеваниям у детей Министерства здравоохранения Ульяновской области

“Реанимация у нас также была задействована в работе этой. Дети были разные, были тяжелые дети, среднетяжелые. За год у нас прошли 376 детей с подтвержденным ковидом. Очень много было детей с пневмониями. Много было детей сложно диагностируемых. Мы привлекали и специалистов Детской областной клинической больницы.”

Стараниями врачей все истории болезни маленьких пациентов с ковидом закончились «Happy end`ом». Сейчас в Детской инфекционной больнице от коронавируса лечатся еще порядка 17 ребят. Но ВЗРОСЛЫЕ пациенты, к сожалению, не всегда могут рассчитывать на отметку «выписан». В понедельник – 10 процентов поражения легких, в пятницу – уже 60. Это частая клиническая картина ковида.

Матвей Володарский, депутат Законодательного собрания Ульяновской области

“Я попал в реанимационное отделение, где провел почти 11 суток под кислородной маской. Здесь, безусловно, борьба. И бороться необходимо. Люди умирают. И я хочу обратиться к ульяновцам. Если они не дай Бог, попадают в реанимацию, то маску ни в коем случае нельзя снимать. Снимаешь маску и просто умираешь.”

За минувший год ковид унес больше девятисот жизней. Среди них – и врачи, которые теперь живут в памяти коллег и тысяч спасенных пациентов. В мае Карсунской районной больнице присвоили имя врача-рентгенолога, который в родном медучреждении проработал 47 лет. И до последних дней он расшифровывал снимки.

Ольга Съемщикова, начальник по медицинской части Карсунской районной больницы

“Владимир Иванович был прекрасным, добрым человеком. Прекрасным коллегой, никогда не говорил слово «нет». До последнего работал, помогая людям. Все его любили, будем помнить его всегда.”

В марте врачи первыми оказались в новой реальности. Пульмонологам, гастроэнтерологам и даже хирургам пришлось сменить привычное место работы на ковидный госпиталь. И если, медики инфекционных больниц были готовы. Специалистам других медучреждений нужно было быстро адаптироваться к многочасовой работе в непроницаемых костюмах.

Юрий Келин, главный врач Центральной клинической медико-санитарной части им. В.А. Егорова

“Чтобы работать в ковидном госпитале и лечить всех этих пациентов необходимо пройти 36-часовой подготовтельный курс. Как раз по лечению новой коронавирусной инфекции. Все всем приходилось познавать сначала. «Плюс» недостаток оборудования. Даже газификатор или аппараты ИВЛ поступили немножко позже. Здесь нашим специалистам пришлось на своих плечах выносить все эти трудности.”

Впрочем, сейчас все технические трудности остались в прошлом. ЦК МСЧ была полностью оснащена одной из первых. Здесь развернули 454 койки для пациентов с ковидом.

Владимир Садомцев, пациент Центральной медико-санитарной части

“Могу сказать конкретно об этом лечебном отделении. Чистота, порядок, внимательные врачи, кислород постоянно без перебоев, хорошее питание. Лечение, конечно, идет по протоколу. Но самое главное, конечно, чудесные медицинский персонал.”

Об обстановке в ковидных госпиталях губернатор узнавал «из первых уст» – от пациентов и врачей. А осенью, надев защитный костюм, и сам отправился в «красную зону».

“Люди что говорят? Что их тревожит? – У них стресс. Конечно, волнуются из-за болезни. Когда их успокаиваешь, они приходят в себя.
– Лекарства есть? – Да, лекарства есть. Всего хватает.

К слову, перечень лекарств за этот год менялся десять раз. Сначала врачи ориентировались на опыт стран, которые встретили ковид первыми. Затем появились рекомендации российского министерства.

Валерия Речник, заведующая инфекционным отделением №2 Центральной городской клинической больницы города Ульяновска

“Если раньше нам чуть ли не с первого дня рекомендовали назначать антибактериальную терапию – препараты, которые относились к классу противомалярийных, то в последующем появились специальные препараты именно от коронавирусной инфекции. Антибиотики ушли на второй план. И гормоны, которые одно время все употребляли самостоятельно при любой температуре, сейчас также имеют строго ограниченные показания к применению.”

В августе, всего через пять месяцев после начала пандемии, была зарегистрирована первая в мире вакцина «Спутник V». Российского производства. Сейчас она одобрена в 55 странах. Только в Ульяновской области ей привились уже больше 50 тысяч человек. Сейчас получить вакцину можно во всех поликлиниках области.

Зоя Рябышева

“Мне 69 лет. Я сейчас делаю вторую прививку. После первой прививки у меня не было ни температуру, ни каких-либо неприятных ощущений. Ничего не почувствовала. Я считаю, необходимо всем делать привики. Особенно людям в моем возрасте.”

Николай Осипов

“А переболел ковидом в 20 числах июня. 10 дней был в реанимации, потом еще 15 в стационаре. И вот спустя 9 месяцев до сих пор восстанавливаюсь дыхательной гимнастикой. Прививки делать, конечно, надо. Я в начале сентября сдавал кровь на антитела. У меня антитела были. 10 – немного, но они были. А 5 ноября их уже не стало, поэтому сейчас я без защиты.”

В России после объявления массовой вакцинации уменьшилось и количество госпитализированных. Ковидные отделения на базе районных больниц вернулись к штатному режиму. Помогает коллективный иммунитет. Прирост заболевших вернулся к отметкам сентября. В среднем сто инфицированных в сутки. Правда, городские ковидные госпитали все еще работают на полную мощность.

Валерия Речник, заведующая инфекционным отделением №2 Центральной городской клинической больницы города Ульяновска

“В настоящее время ситуация по коронавирусной инфекции улучшается. Количество госпитализированных уменьшается. В связи с этим удалось закрыть ряд госпитальных баз в области, но наша база, конечно, сейчас функционирует на 100 процентов. Загруженность у нас достаточная.”

Поэтому прятать маски еще рано. Сейчас послабление ограничений может резко ухудшить эпид.ситуацию в регионе.

Валентина Степанова, директор Департамента организации медицинской помощи населению Министерства здравоохранения Ульяновской области

“Максимальный пик был в середине декабря. Сейчас наблюдаем постепенное снижение. Если наблюдать с первых чисел марта, мы отмечаем стабилизацию ситуации. Но сказать, что мы вышли из кризиса полностью и в дальнейшем будет ликвидация заболевания, сказать нельзя, потому что индекс распространения до сих пор очень высок.”

Год тяжелый, но поучительный. Таким для медиков и пациентов запомнились 12 месяцев с ковидом. Пока специалисты исследовали неизвестный вирус, пациенты учили самый важный в жизни урок – нет ничего важнее здоровья. Как скоро мы сдадим финальный экзамен ковиду – покажет время. Но каждый уже сейчас может приблизить снятие ограничений – сделать прививку или хотя бы просто надеть маску, заходя в общественный транспорт.