Специальный репортаж Эдуарда Истомина Было густо стало пусто

Знаменитое село Прислониха рискует превратиться в место для дачников и пенсионеров! Молодежь уезжает из родных пенатов. Опустела и местная школа. Она хоть и не закрылась, но занимается в ней…всего один ученик. Остальные дети, которых можно пересчитать по пальцам,  ездят за знаниями в Языково. Природу центробежных сил на родине Аркадия Пластова изучал Эдуард Истомин. Об этом – его спецрепортаж.

Это – начальная школа Прислонихи. Здешний спортзал сродни шкатулке! Тут ярко, чисто и позитивно. Потолки в кабинетах не текут.  Нигде нет краски облупленной. А ещё – провалившихся полов с прогнившим линолеумом. Но детских голосов тут…не слышно.

Эдуард Истомин, специальный корреспондент

“Сама школа в отличном состоянии. Но сегодня она пустует. Единственный ученик вынужденно ездит в Языково. Потому что единственный здесь учитель начальных классов заболел.”

В этой школе должности – как кофе «три в одном»! Учитель, директор и заведующий дошкольным отделением – в одном лице. Под началом «педагога-оркестра»  – завхоз и уборщица. А что же местная детвора? Она учится… в другом заведении.

Сергей Зайчиков, и.о. начальника управления образования администрации Карсунского района

“Двадцать шесть детей, живущих в Прислонихе, обучаются в языковской школе уже сейчас. Подвоз осуществляется школьным автобусом двумя рейсами. Первый рейс везет начальное звено. Второй рейс, соответственно, среднее звено.”

Назад школяров везут также двумя автобусами. Благодаря им, даже время отслеживают в Прислонихе. Видишь, проблесковый маячок? Видишь, автобус с надписью «Дети»?  Значит, два часа дня. У Ани Щегловой от языковской школы – лишь позитив! В ней она обрела верных друзей и подруг. Хотя в Прислонихе – их не меньше. Но они – приезжие. А, значит, со школьными товарищами видится чаще. Девочка хвалит своих педагогов.

Аня Щеглова

“Там хорошие учителя, хорошо объясняют всё. Много детей! Веселее учиться! Хорошие классы, кружки.”

Оксана Шолохова определила дочь-первоклассницу в языковскую школу. Хотя через дорогу – своя «альма-матер». Но мама сделала выбор в пользу посёлка. Однозначно!

Оксана Шолохова, мама первоклассницы

“Там кружки разные. Там общество…Там дети всё-таки. Она тянется…Здесь пускай их было бы трое, а там их всё-таки пятнадцать-двадцать человек! Они, соответственно, смотрят на одного, смотрят на другого. Здесь? Ну, типа индивидуального было бы. Развития такого нет!”

Ситуация – парадоксальная!  В Прислонихе – двадцать семь детей.  Но все они постигают знания в соседнем селе. А местная школа – ни при делах. При этом её никто не закрывал. За последние годы она ужалась. И существенно!  В одном здании с ней соседствует фельдшерско-акушерский пункт, почта. А ещё – местная администрация. Тем не менее, альма-матер…пустует.

Сергей Зайчиков, и.о. начальника управления образования администрации Карсунского района

“По поводу обучения…Перспектив обучения в данной школе…Решение будет принято на сходе граждан, поскольку, именно, такая процедура предусмотрена.”

У карсунских властей уже есть идея! Вместо школы они хотят создать клуб пенсионеров. Либо – центр активного долголетия. Чиновники ломают голову: а куда пристроить оставшихся работников школы? Ведь сейчас им хотя бы платят зарплату. В то же время учебный процесс – на нуле! В профильном областном министерстве разводят руками.

Татьяна Алексеева, заместитель директора департамента общего и дополнительного образования министерства просвещения и воспитания Ульяновской области

“Решение о закрытии либо реорганизации образовательной организации принимается комиссией при правительстве Ульяновской области. Для того, чтобы решение было принято должны быть от муниципалитета поданы документы. В настоящее время от администрации Карсунского района пакет документов не представлялся.”

Пока же статус местной школы повис в воздухе!  Коренные сельчане считают, что ситуация – ненормальная. Александр Сучков  больше сорока лет трудился в Прислонихе механизатором. В детстве школа была в другом здании. Она давала начальное и среднее образование. И детей было больше, чем мест в «альма-матер».

Александр Сучков, житель с.Прислонихи

“Во всей школе было 250…А, может быть, даже больше. Мы не считали друг друга! Правильно? Но, в среднем, в классе было по тридцать или 29, или 28…Меньше классов не было!”

Отток молодежи начался ещё в советское время. Но окончательно захирела школа в начале «нулевых», когда закрыли сельхозпредприятие от моторного завода.

Александр Сучков, житель с.Прислонихи

“А потом сказали: завод обанкротился! Ну и всё! И пятого года пятнадцатого сентября нам предъявили. Приходите, забирайте трудовые книжки! И идите на биржу.”

Выбор был скудным. Либо на биржу идти, либо уезжать на чужбину. Те, кто моложе, выбрали второе. Но, несмотря на отток, жизнь в прислонихинской школе худо-бедно теплилась. Хотя среднего образования в ней уже не давали!

Валентина Сучкова, жительница с.Прислониха

“Художественная самодеятельность была! Всё было. Все кружки работали. И исторический, и биологический! Все были кружки. Это я клянусь вам! Я, как библиотекарь, всё это знала!”

А вот её муж считает, что переломным для местной школы стал относительно недавний момент. Учебное заведение в свое время нельзя было эксплуатировать, говорит, Александр Яковлевич. С того момента и переключились родители на Языково.

Александр Сучков, житель с.Прислонихи

“Пожарные не приняли, эти не приняли…Короче, никто нигде не принял. Встал вопрос: чё делать? Ну, район быстренько решил. А давайте-ка всех быстренько в Языково!”

Валентина Сучкова в молодости позировала для портрета самому Пластову-старшему. Маэстро её запечатлел на картине «Валя Волкова». Бабушка считает, что на родине маэстро – сейчас постыдная ситуация. И вряд ли Аркадий Александрович думал о том, что родное село придет в упадок.

Валентина Сучкова, жительница с.Прислониха

“Это же безобразие! Я уж не говорю о том, что мы живем на родине Пластова! Мы никогда не должны своё село потерять! И я говорю, что никогда не должна наша школа закрыться! Вернуть всех учеников по девятый класс. И учителей этих вернуть. Пусть языковские учителя приезжают сюда работать!

А это – монумент великому художнику на его малой родине. Многим сельчанам кажется, что Аркадий Александрович хмурится. Ведь он хотел видеть свою Прислониху процветающей.  И только церковь местная даёт жителям надежду на светлое будущее. Что когда-нибудь тучи эти разойдутся. А в жизни людей появится солнышко!