Протон – новое слово в борьбе с онкологией

В начале сентября Владимир Путин провел рабочую встречу с руководителем Федерального медико-биологического агентства России Владимиром Уйбой. Глава ФМБА доложил о готовности димитровградского центра ядерной медицины принять первых пациентов. Ровно неделю назад первые восемь человек начали проходить лечение в рамках клинической апробации. Но уже скоро центр выйдет на плановую мощность и сможет ежегодно принимать 1200 пациентов. О том, как сегодня ведется борьба с онкологией, о преимуществах протона перед фотоном и о том, как стать пациентом уникального для России центра – репортаж Артема Петрова.

Эта абсолютно новая трасса ведет в уникальный, крупнейший в мире центр ядерной медицины. В его составе все известные сегодня методы протонного лечения опухолей. И все они собраны на одной площадке.

АРТЕМ ПЕТРОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ

“Всего за 8 лет здесь появился первый в России государственный центр медицинской радиологии. Комплекс зданий размещён на территории свыше 100 тысяч квадратных метров. Первые 8 пациентов уже проходят лечение, а со следующего года помощь онкобольным методом протонной терапии в Димитровграде будет оказываться бесплатно по полису ОМС.”

Ровно неделю здесь идет лечение в рамках клинической апробации. Первые пациенты – жители Ульяновской области, но уже скоро география пациентов охватит всю Россию.

ЛЮБОВЬ ШУЛЕПОВА, И.О. ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ФЕДЕРАЛЬНОГО ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ЦЕНТРА МЕДИЦИНСКОЙ РАДИОЛОГИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА

“Пациент абсолютно из любого уголка нашей страны может попасть к нам на клиническую апробацию. Основное условие – чтобы он соответствовал критериям. И второе условие – чтобы он был согласен проводить лечение в рамках клинических апробаций.”

Лечение поделено на три этапа и в среднем длится около месяца. Первые пациенты об уникальном центре ядерной медицины узнали недавно. Еще две недели назад Владимир собирался на операцию в соседний регион, но в итоге уже семь дней борьбу с онкологией ведет недалеко от дома. Первым делом пациент проходит компьютерную томографию. Здесь же изготавливаю индивидуальные маски, подушки и матрацы для фиксации тела. На абсолютно ровном столе нанесены рентген-контрастные метки, которые позволяют направить протонный пучок точно в зону поражения. Наглядно эту процедуру провели на нашем примере. Ощущения не из приятных. Это самый первый этап сложнейшего лечения, и именно здесь пациенту важна моральная поддержка. Раньше борьбу с онкологическими заболеваниями в России вели при помощи фотонной терапии. При этом повреждались и окружающие здоровые ткани. Теперь – все иначе.

ЕЛИЗАВЕТА МОСЛЮКОВА, ТЕРАПЕВТ-ОНКОЛОГ ФЕДЕРАЛЬНОГО ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ЦЕНТРА МЕДИЦИНСКОЙ РАДИОЛОГИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА

“Протоны что еще делают, то есть, их основной плюс – в отличии от другой лучевой терапии, это все-таки уменьшение ранних лучевых реакций и поздних лучевых повреждений.”

По сути, это лечение со скоростью света. Всего за две секунды пучок протонов, практические не теряя энергии, проходит путь в 24 тысячи километров. Остановится он только в опухоли и нанесет мощнейший удар по злокачественным клеткам. При этом, целый год протонный ускоритель может работать лишь от одного баллона с водородом.

ВАДИМ МАЛАНОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОТОННОГО КОМПЛЕКСА

“Мы работаем практически частица за частицей, за частицей, за частицей. И год это вполне достижимая цифра. Циклотрон очень мощный. Он позволяет нам делать это все очень экономно.”

Каждый этап лечения обсуждается на консилиуме. Просчитываются все риски, а физики формируют необходимые дозы удара протонным пучком. Инновационные методы лечения онкозаболеваний становятся доступнее, а шанс на полное выздоровление возрастет практически до максимальной отметки.